На далеком тропическом острове Бали среди пальм и орхидей живут замечательные, приветливые и жизнерадостные люди. Вы можете полететь на остров, пообщаться с ними, получить заряд позитивных эмоций.
Но вряд ли вы увидите еще одних жителей острова, которые обитают в туманных горах или зеленых долинах, в прохладных реках или маленьких аккуратных домиках, похожих на резную шкатулку.
Даже балийцы не могут похвастаться встречами со своими соседями, но свято верят в их существование. По мнению жителей Бали, остров просто кишит добрыми и злыми духами, богами и демонами, денно и нощно влияющими на жизнь простых смертных.
Несмотря на то, что основной и официальной религией острова является индуизм, балийцы остаются в душе язычниками, верящими в силы природы и покровительство предков. На их счастье, восточные религии, в число которых входит индуизм и буддизм, вполне терпимы к любым изменениям и влиянию локальных религиозных верований.
Именно поэтому, наряду с богами и демонами индуистского пантеона на Бали существуют многочисленные духи. Пожалуй, самые влиятельные и почитаемые из них — духи воды. Островитяне зависят от водной стихии, окружающей остров, поэтому они стараются всячески задобрить водных духов, делая им фруктовые, цветочные, рисовые, а иногда и денежные подношения. В верованиях балийцев все логично: пресная спокойная вода, текущая в высоких горах, является пристанищем добрых духов, а вот их злые собратья обитают в соленой морской пучине. Но подношения делаются как одним, так и другим духам, дабы добрые духи не обделили благодатью, а злые — не разозлились еще больше и не наделали зла.
Все жители острова желают обзавестись собственным домашним добрым духом, для чего приглашают его в красивый деревянный домик, умасленный благовониями, украшенный резьбой, ароматными цветами и фруктовыми лакомствами. Со злыми духами жители острова стараются оставаться в дружественных отношениях, оставляя им подношения на полу возле входа в жилище. Примечательно, что демоны предпочитают сладостям и фруктам сигареты, которые местные жители пачками оставляют во всех местах обитания зловредных духов.
Ежедневные утренние подношения духам — лишь малая часть сложной ритуальной магической церемонии, в которую превратилась жизнь каждого балийца. Например, рутинными стали ритуалы по изгнанию демонов.
Главную церемонию «экзорцизма» проводят в марте, незадолго до наступления Балийского Нового года. В этот день, именуемый «Tawur Kesanga», весь остров превращается в настоящую Преисподнюю, кишащую чудовищными демонами. Огромные косматые чучела с выпученными глазами, вываленными языками, с которых стекает кровь, длинными когтями и звериным оскалом, самые страшные монстры и звериные мутанты, которых только может представить человеческое воображение, разгуливают по улицам Бали во всей своей «красе». Именно так, в виде страшных демонов, балийцы представляют свои собственные грехи и пороки, которые пытаются всеми силами искоренить.
Ритуальное изгнание демонов представляет собой окропление местным шаманом перекрестков водой, вином, водкой или кровью петуха (павшего в ритуальном петушином бою). Помимо прочего, балийцы придумали еще один нехитрый способ избавиться от демонов: провести в молчании один день, не шуметь, не работать, сидеть взаперти дома и ничего не делать — тогда демоны подумают, что остров необитаем и совершенно потеряют к нему интерес. Таким «Днем Тишины» ежегодно начинается официальный балийский Новый год.
Все ритуальные действа воспринимаются приезжими как яркое театральное представление, но для островитян они настолько же серьезны, насколько и отношение их к своей карме. Понятие «кармы» пришло в балийские верования из индуизма. При всей сложности формулировки суть кармы проста: за все плохое и хорошее, что человек сделал в жизни, придет соответствующая расплата.
Если человек не смог уничтожить в себе своих внутренних демонов и вел неправедную жизнь, в следующей жизни он родится в виде животного или растения. Оно и ладно, родись ты чистокровным арабским скакуном, с которого в буквальном смысле сдувают пылинки на конюшне какого-нибудь шейха. Но родиться вечно голодной бродячей собакой, мало кому захочется.
Тем более что по верованиям, все собаки в прошлой жизни были плохими людьми, и отношение к ним — соответствующее. Но балийцы и тут отличились от остальных индуистов, проявив свою толерантность к человеческим слабостям. По их мнению, только очень сильно провинившиеся люди будут наказаны в следующей жизни; как правило, жители острова, по сути своей, люди хорошие и перерождаются в своих прямых потомков.
Поэтому, как только в семье рождается ребенок, родители спешат к местному шаману, чтобы выяснить — кто из умерших предков перевоплотился в новорожденном. Закон кармы помогает балийцам не роптать на судьбу, ища виновных в своих бедах или неудачах. Они понимают, что все плохое, что с ними происходит — последствия грехов, совершенных ими в прошлой жизни.
Благодаря исключительной религиозности жителей Бали, жизнь на острове превратилась в сплошной праздник. В календаре насчитывается более двухсот официальных праздников, не считая тех, которые каждая балийская семья отмечает индивидуально.
Яркие нарядные процессии с песнями и плясками можно увидеть чуть ли не каждый день в любом из уголков острова. Посвящены они как чествованию местных богов или духов (доходит до того, что празднуется день покровителя кукольников, день домашней утвари, день железа), так и событиям, происходящим в жизни человека.
Как всегда, к любому событию прикладывают свою незримую руку духи. Например, демоны могут вселиться в человека и надолго испортить ему карму, если он до 16-ти лет не подпилит два зуба в верхней челюсти, которые более всего походят на клыки. Каждый балиец готов отдать немалые деньги ради проведения торжественной зубоврачебной церемонии, дабы отметить ей свое совершеннолетие и не стать изгоем общества и вместилищем демонов.
Чтобы отвадить демонов от новорожденного, в пеленки кладут овощ, над которым шаман читает молитву, отвлекая злых духов от ребенка. После церемонии овощ выкидывается подальше, а демоны устремляются за ним, забывая о малыше. Беременным женщинам в определенный срок кладут на живот живого угря головой вниз, который указывает ребенку выход на белый свет, и естественно, эта церемония сопровождается празднованием этого знаменательного момента.
Особенно радостно и весело отмечаются похороны. Балийцы верят, что именно со смертью, а не с рождением у человека появляется новая жизнь и новый шанс прожить ее достойно ради «светлого будущего» последующих перерождений. Поэтому не удивляйтесь, если какой-то молодой человек вам скажет, что уже копит деньги на свои похороны, как обычно у нас копят на свадьбу или обучение ребенка.
Похороны состоят из нескольких ритуалов, апофеозом которых является кремация, в ходе которой душа очищается от всех земных телесных проявлений бренного мира и готовится к встрече с богами. Усопшего сопровождают не только родственники, но и сотни, а то и тысячи соседей и просто любопытствующих.
В радостной процессии можно встретить нарядно одетых девушек, несущих на голове (самой чистой части тела) корзины с фруктам и цветами; музыкантов, отбивающих ритм в литавры и дудящих в разнообразные духовые инструменты; мужчин, несущих бамбуковые шампуры с насаженными на них жареными утками и поросятами, и конечно священнослужителей, готовых прочитать молитвы над ушедшим в новую жизнь счастливчиком.
Если вам не хватает праздничного настроения, душевной гармонии или мистического присутствия духов, вам стоит поехать на остров Бали и принять участие в магических ритуалах и таинствах, столь глубоко укоренившихся в повседневной жизни обитателей замечательного райского острова.