«Не плачь как женщина о том, чего ты не смог сберечь как мужчина». Говорят, эти мудрые слова сказала мать последнего гранадского эмира Боабдиля, когда он покидал свои владения в 1492 году. Но как тут не плакать, когда приходится расставаться с совершеннейшим произведением искусства, достойным самых возвышенных слов и по праву именуемым «Раем на земле».
На изумрудном холме аль-Сабика, омываемом водами реки Дарро, высится сказочный мавританский замок, словно перенесенный могущественным джином из далеких арабских земель в европейскую Испанию. На фоне темно-лиловых гор Сьерра-Невады, усыпанных сверкающим на солнце снегом, полыхает Аль-Хамра. «Красная» крепость, как переводится с арабского название известной нам Альгамбры, строилась денно и нощно, озаряемая многочисленными факелами. Снизу, из города, крепость казалась светящейся мистическим красным светом, отсюда и происходит ее название. Изначально Альгамбра задумывалась как оборонительное сооружение, расположившееся на краю холма, откуда на многие сотни километров просматривалась принадлежащая с IX века сарацинам территория государства Аль-Андалус. Но удачное расположение крепости способствовало тому, что со временем она превратилась в настоящий королевский город, с дворцом, садами и парками, жилыми и административными зданиями, мечетью, казармами, конюшнями, баней, школой, кладбищем и многими другими учреждениями, необходимыми для полноценного функционирования любого средневекового города. Каждый новый правитель Альгамбры почитал за долг и честь привнести что-то новое в сооружение, делая его еще более совершенным и прекрасным. Но неизменной оставалась философия архитектуры «Красной» крепости: ничто не вечно — ни жизнь, ни султан, ни его дом. Посему воздушность, иллюзорность, кружевная невесомость стали визитной карточкой внутренних построек крепости, столь надежно и добротно выглядящей снаружи, как и полагается крепости.
Несмотря на то, что архитекторы, строившие Альгамбру, придерживались неумолимых математических законов, дворец ассиметричен и непредсказуем. Гуляя по залам дворца Насридов, никогда не знаешь, что откроется взору — торжественный тронный зал или уютная комната с низкими стрельчатыми окнами для созерцания красот заснеженных гор. Не зря план Альгамбры напоминает о капризе восточной красавицы, по чьему велению то здесь, то там появлялись новые уютные дворики или прохладные залы с фонтанами.
Условно комплекс Альгамбры можно поделить на три части: военные сооружения Алькасабы, королевские покои дворца Насридов и сады Хенералифе. Кому-то по душе прогуляться по мощным крепостным стенам, забраться на дозорную башню и почувствовать себя защитником мусульманской твердыни. Но многие посетители Альгамбры предпочитают прогулку по невероятно изящным залам дворца Насридов. Если вы думаете, что вы всего лишь гуляете по залам, украшенным арабесками, то вы ошибаетесь. На самом деле, вы читаете одну огромную книгу с многочисленными стихами, восхваляющими красоту Альгамбры и одаренность ее создателей, славящих Бога и красоту созданного им мира. Присмотритесь повнимательней к обрамляющей вход в очередной зал арке. Среди фантазийных цветов и животных можно увидеть арабскую вязь, гласящую: «Да приумножит Аллах красоту сего здания, как затмевает своей красотой он любое творенье!». Ну, что сказать, Аллах постарался на славу, здание получилось невероятной красоты. Как мы говорили ранее, создатели Альгамбры возводили ее, придерживаясь особой философии и символики. Даже простые растительные мотивы арабесок имеют свой смысл и назначение. По мнению мусульманских художников, глаза и сознание должны отдыхать при созерцании интерьера, а посему, восточные узоры воздушны, легки, ненавязчивы, изысканно просты и не требуют напряжения для их распознавания и разглядывания. Стилизованные цветы и растения арабской лепнины не копируют точь в точь живую природу, это было бы кощунством по отношению к Создателю, единственно возможному творцу. Но слабый стилизованный намек на его творения можно использовать для создания красивейшего узора.
Поскольку ничего не может быть совершенней природы, она выступала неизменным источником вдохновения для создателей Альгамбры. Гранадские эмиры были родом из берберских племен Северной Африки и, конечно, хотели привнести частичку родной природы в завоеванные земли. В знаменитом Миртовом дворе средневековые архитекторы постарались воспроизвести невероятный эффект миража в пустыне. В зеркально гладких водах пруда отражается Дворец Комарес, с его арками и колоннами, вводя зрителей в заблуждение. Лишь легкая рябь на глади воды напоминает об иллюзорности отражения, похожего на мираж в знойном мареве пустыни. Каждый, оказавшийся в пустыне, мечтает поскорее добраться до оазиса, затененного раскидистыми пальмами и дарящего драгоценную воду. Есть и в Альгамбре свой оазис. Стройные колонны Львиного дворика, устремляющиеся ввысь и так напоминающие южные пальмы, окружают источник живительной влаги — знаменитый фонтан с двенадцатью львами.
Каждый уважающий себя эмир должен иметь загородную резиденцию. Но Альгамбра была так прекрасна, что ее не хотелось покидать. Посему, на соседнем холме был учрежден сад, получивший название Хенералифе. Благоухающий сад со сказочными павильонами, прохладой многочисленных фонтанов и кипарисовыми аллеями завершили образ Альгамбры и превратили ее в настоящий рай на земле.
Даже одна мысль о том, что день, проведенный в Альгамбре, пролетел, и что пора покидать это сказочное место, навевает грусть. В утешение нам будут служить воспоминания о прогулках по жемчужине андалузской архитектуры и легенды, мастерски рассказанные путешественником и писателем Вашингтоном Ирвингом в сборнике «Альгамбра». //
Текст: Ганна Ролинска
Отзывы о клубе Absolute в Испании. Клубный отдых Абсолют. Новости клубного отдыха